Роман Штенгауэр получил титул Чемпиона еще в 2010 году, а недавно делился своими секретами и навыками на одном из мастер-классов в Красноярске.
Анастасия Андреева: С чего началось увлечение флористикой?
Роман Штенгауэр: Сначала это была работа ради работы, когда я переехал из одного города в другой. Надо было зарабатывать, и я пошел в цветочный магазин, потому что эта тема – все эти лютики-цветочки – были мне интересны и близки, ведь я учитель биологии по образованию. Но о том, чтобы это стало профессией, я не думал. А потом все начало получаться.
А. А.: Понимание, что нужно обучиться профессиональной флористике, пришло со временем?
Роман Штенгауэр: Да, стало возникать много вопросов: как это делать, а как это? Правильно или нет? Постепенно начал накапливать знания, часто посещал тематические семинары: новогодний, рождественский, свадебный. Потом двинулся дальше – можно назвать это базовым образованием. Отучился на двухгодичном курсе в Москве, где было много преподавателей со всего мира.
А. А.: Получается, что у Вас были и российские, и зарубежные учителя. По вашим наблюдениям, существует ли отличие европейской флористики от российской?
Роман Штенгауэр: Все отечественные специалисты в основном учились у европейских. Поэтому наша флористика больше европейская. Это не Восток и не самобытность. Хотя есть разные разделы флористики: флористика как искусство и коммерческая флористика, которая очень сильно пока «прихрамывает». Мы, как северная страна, экономим на живых цветах.
А. А.: Во флористике не так много мужчин, прямо скажем, доминируют количественно женщины. Отличаются ли мужской и женский подходы во флористике?
Роман Штенгауэр: Разница, наверное, есть. В женских работах больше изящества и «сюсипусичности» - сложно придумать синоним этому слову.
А. А.: Может, у мужчин больше стремления к геометрическим формам и пропорциям?
Роман Штенгауэр: Есть такое. Не знаю, как другие мужчины-флористы, но я люблю работать с формами четкими, простыми. Не может быть размытых вещей и границ. Все должно быть явным, все «на лицо». Смотришь - и все понятно: квадрат, круг, линии.
А. А.: Нравится ли Вам работать с крупными формами или предпочитаете мельчить?
Роман Штенгауэр: Мне нравится работать с крупными, но крупная вещь может быть наполнена и мелкими деталями. При этом, однако, важно, чтобы композиция выглядела достаточно просто.
А. А. Посоветуйте, как можно украсить интерьер с помощью цветов к празднику.
Роман Штенгауэр: Часто спрашивают: «Что сейчас в тренде?» Есть, безусловно, понятие тренда, но вписать это в интерьер не всегда просто, и, может быть, даже не стоит этого делать. Это как модная вещь: кому-то она идет, кому-то идет меньше. Сегодня, например, популярен фиолетовый цвет. Но человеку он может не нравиться. Зачем тогда следовать этому тренду? То же самое в оформлении интерьера: можно следить за модой, но внимание обращать нужно на убранство помещения. Если сегодня актуальны приглушенные тона, выбеленные или, наоборот, темные, но эти цвета не вписываются в ваш интерьер, то декор не будет выглядеть гармонично.
А. А.: А как насчет контраста и гармоничных, созвучных цветов?
Роман Штенгауэр: Да, такие принципы можно применять. Я всегда говорю: «Переложите сочетания цветов на одежду – вы бы в таком стали ходить?». Бывают случаи, когда посетители, которые редко встречаются в жизни с цветами, хотят всего и побольше. Типичная ситуация: когда октябрь – серо, ноябрь – серо, декабрь – чуть получше, и вот он – праздник Новый год – выложили все цвета радуги дома. Тут сложно бывает остановиться. Но надо все-таки держать себя в рамках цвета и вкуса.
А. А.: А Вы оформляете свой дом?
Роман Штенгауэр: Да! Я не хочу быть сапожником без сапог. Даже если это 31 декабря, я достану украшения и сделаю дома праздник. И когда иду в гости к друзьям, тоже стараюсь брать не 3 розочки, а создать композицию или подарочек, чтобы порадовать близких.
Конечно, на работе устаешь от новогодней суеты, но при этом хочется, чтобы дома было красиво. «Внешний» Новый год – это яркость, блеск, а для дома я выбираю стилистику европейского Рождества: натуральное, приглушенное, мистическое. Не просто блеск, а мысль, философию.
Несколько советов Романа Штенгауэра по созданию флористических композиций:
любой технический материал в композиции или букете не должен быть виден;
контраст цветов должен быть очевидным;
многие материалы можно видоизменить с помощью краски, проволоки, декоративных элементов;
эксперимент – двигатель фантазии, пользуйтесь им.
Дом снаружи и внутри №140, Январь 2015г.