Мы побывали в мастерской Ивана Кротова, где увидели самые знаковые работы и узнали о том, какое содержание он закладывает в художественные формы.
Наталья Новикова: Как давно продолжается ваше общение с этим материалом – глиной, и с чего все началось?
Иван Кротов: С самого раннего детства. Меня увлекла первая учительница, которая нам показала, что можно делать из глины. Первые изделия, которые мы с ней сотворили, были такие примитивные, такие простецкие, но вдруг она их покрасила чем-то, что поменяло их облик, образ этого изделия. Это настолько меня впечатлило, образ этой поделки до сих пор остался в памяти. Позже я выучился в художественном училище по специальности художник театра. Потом поступил в институт, осознанно выбрав направление керамики. Сознательно пошел по этому пути. И все, после окончания учебы в 1993 году практически не останавливался.
Н.Н.: Я назвала работу с глиной общением. А вы сами как бы назвали этот процесс? Что это для вас: диалог, может быть, способ познания, самопознания...
Иван Кротов: Все это присутствует, все это существует. Поэтому, когда бывают перерывы в работе из-за нехватки времени, я же еще и преподаю, очень сильно скучаешь.
Н.Н.: Изменилось ли что-то с тех времен, когда вы обучались, может быть появились какие-то новые технологии в работе с глиной?
Иван Кротов: Нет, по большому счету в творческом плане как она была глиной, так глиной и осталась, глобальных технологически находок не предвидится. Наверное, в направлении тиражирования, штамповки, то да. А вот то, что лепится руками, это останется самым ценным. Причем надо понимать, чем больше мы оснащены технически, чем больше механизированы процессы, тем ценнее этот ручной творческий труд.
Н.Н.: А в реальности как обстоит дело?
Иван Кротов: Выскажу свою точку зрения, она может быть ошибочна. Как мне ни печально, многим проще пробежаться по салонам, по торговым точкам, или заказать еще где-то, нежели прийти ко мне как к художнику. У меня частных заказов было мало, но за те, которые случились, мне благодарны заказчики до сих пор. Когда ты находишь с человеком общий язык, делаешь для него то, что он хочет, и то, что ты хочешь сам – это дорогого стоит.
Н.Н.: Можете рассказать про один из таких заказов?
Иван Кротов: В 1997 году я делал камин в частном интерьере. Это был крупный заказ, его я делал целый год – от эскизов до монтажа. Заказчик показал мне объект, я выслушал его пожелания и приступил к работе. Хозяин дома полностью доверил мне работы и уехал. К его возвращению мы уже все смонтировали. Когда он все увидел – был в восторге.
Заказал камин на второй этаж. Когда такое человеческое доверие случается, то ты в большей степени свободен в творчестве.
Н.Н.: Этот пример показателен, насколько у керамики большие возможности для интерьера, что с ее помощью можно оформлять такие крупные элементы. Как это происходило технически?
Иван Кротов: Изначально это был готовый кирпичный камин, мы должны были сделать для него «одежду». Пойти традиционным путем и изготовить изразцы мне было неинтересно. Хотелось чего-то нового. Изготовили свои крупные формы, некоторые из них состояли из нескольких деталей. Кирпичная кладка сегментами задала некую дробность облицовке.
Н.Н.: А какие работы вы делаете для себя в периоды вдохновения?
Иван Кротов: Я какой-то неправильный керамист. Мне в творчестве важен эксперимент. Бывает даже работаю с закрытыми глазами, чтобы отпустить процесс «в свободное плавание» и получить или не получить результат. Это такое проявление доверия к материалу. Ведь когда ты все знаешь, имеешь свои принципы работы, многие действия выполняешь автоматически. И порой хочется этого избежать. Я себя дополнительно провоцирую на эксперименты.
Н.Н.: Во многих ваших работах прослеживаются этнические мотивы, какие-то мне напомнили тотемы...
Иван Кротов: Есть определенные предпочтения, наверное, это то, к чему больше тянет. Тут никакого секрета нет, так внутри меня уже сложилось. Иногда в поле зрения попадает какая-то форма, которая дает импульс. Так, например, я сделал нечто, похожее на шлем. Получилась работа из семи таких предметов. На каждом из них изображен знак – умножения, сложения и т.д. Она так и называется «Делим, умножаем, вычитаем». Это чисто военная тема: умножать, делить, потом вычитать. Все, это касается человеческого ресурса. Такая вот получилась штука.
Н.Н.: А где хранятся ваши работы?
Иван Кротов: В нашем музее, в Иркутске есть, в Томске, в частной галерее в Омске, в Хорватии в частных коллекциях две работы небольшие. Те работы, что попадают в музей, транслируют мои взгляды, мою философию. В частные коллекции приобретают более понятные предметы, интерьерные. Хотя я не стараюсь заранее угадать. Я просто делаю работу, а понравится она потом кому-то или нет...
Н.Н.: Глина – материал, который сопровождал людей со времен зарождения жизни на земле. Как вы считаете, есть ли ему место в доме современного человека?
Иван Кротов: Конечно! Это натуральный, светлый материал. Его невозможно сравнить с каким-то пластиком, который не органичен человеку. Глина никогда не выйдет из обихода. Например, основная часть всей посуды – керамика. А если такая чашка бьется, то это, как говорится, на счастье!
Дом снаружи и внутри №150, Ноябрь 2015г.