Красноярский дизайнер Елена Лебедева делится впечатлениями после тщательного изучения стендов на мебельной выставке в Кёльне.
По словам Елены, все мебельные выставки имеют свой колорит и рассчитаны на своего зрителя. Если экспонаты в Лондоне – это гиперболизированное представление идей, которые могут найти своих почитателей, а могут и быстро кануть в небытие, то в Кёльне вы встретите практически готовые к продаже образцы. Причём это не значит, что идейная составляющая здесь «запаздывает».
Представители Германии, Англии, Швеции, Дании и многих других представленных на мебельной выставке стран-производителей остаются верными своему стилю и задают новые тренды. При визуальной простоте и лёгкости мебель очень технологична и сложна в изготовлении.
«Мы не встретим помпезной дворцовой роскоши, как в Милане, или вызывающих и не всегда применимых к жизни идей, как в Лондоне, – рассказывает Елена. – Всё, что представлено на мебельной выставке Imm Cologne architectonic, поражает лёгкостью, практичностью и функциональностью, возведёнными в высшую степень. Мебель к тому же высочайшего качества. Выставочные образцы словно готовили на продажу».
Основное внимание приковывают формы: они с каждым годом становятся всё проще и пластичнее, приближаясь к биоморфным. Линии плавно перетекают друг в друга, углы скруглены, материалы словно обретают «текучесть». Множество таких примеров в дизайне диванов и кресел.
Другая черта: минимализм и функциональность сохраняют свои позиции в дизайне практичной корпусной мебели. Она образована прямыми линиями, но вовсе не выглядит скучной. Секции в ней могут быть расположены асимметрично или на разной глубине, создавая эффект оптического объёма. Своим обликом такие предметы интерьера переносят нас в будущее. Многие стенды на мебельной выставке и вовсе созданы как воплощение придуманной реальности – такой принцип дизайнеры предлагают и для оформления жилого пространства.
Даже в будущем натуральные материалы останутся в почёте – по крайней мере производители, представляющие свои разработки на мебельной выставке в Кёльне, в этом убеждены. Например, работая исключительно с любимыми породами древесины – орехом и дубом, – дизайнеры стремятся сохранить их естественную фактуру и оттенки. Если и используется плотная покраска дерева с лакировкой, то в комбинации с натуральной обработкой.
Если когда-то хромированный металл прочно вошёл в интерьерную моду и очень долго сохранял свои позиции, то теперь можно сказать о новом весомом слове в интерьерном дизайне – меди. Она явилась новым источником вдохновения для производителей, и выставка Imm Cologne architectonic это подтверждает. Корпусы светильников, металлические вставки на торцах корпусной и мягкой мебели, не говоря уже об аксессуарах, – всё это теперь имеет характерный медный цвет. Конкуренцию меди составляет тёмный состаренный металл. В каркас из материала в такой обработке оформляются столы, стеллажи и даже мягкая мебель.
В отделке последней технологичность служит причудливым требованиям эстетики. Ткани могут представать в такой обработке, что они будут выглядеть как кожа. Сама кожа обрабатывается всеми возможными способами – либо грубо, так, что подчёркивается её натуральная фактура, либо так изысканно, что создаётся имитация шёлка или бархата.
«Я уже давно обратила внимание на закономерность: популярные цвета сходят прямо с модных показов одежды и обретают жизнь в интерьерах. Это явно прослеживается как в домашнем текстиле и обивке мягкой мебели, так и в выборе краски для корпусной мебели, – отмечает Елена. – Сразу несколько крупнейших производителей на мебельной выставке были солидарны в выборе жёлтого цвета, не так давно превалировавшего в одежде. Причём чаще всего его используют в комбинации с серым. Пожалуй, второй по популярности цвет – розовый, а скорее, его оттенок – очень нежный пастельный. Ну и на нескольких стендах можно было заметить обращение к чистому, насыщенному синему и богатому изумрудно-зелёному.
«Судя по представленным на мебельной выставке принтам, тема 60-х всё ещё актуальна, – продолжает делиться впечатлениями Елена. – Чёткие линии геометрических узоров появляются и в обоях, и в плитке, и на тканях».
Явно прослеживается ещё один мотив: увлечение дизайнеров как одежды, так и мебели изобразительным искусством, в частности, абстракционизмом и поп-артом. Василий Кандинский, Энди Уорхол, Ромеро Бритто, Рой Лихтенштейн – почерк этих художников и даже репродукции ожидайте увидеть не только на настенных панно и постерах. Картины на коврах – не самое неожиданное решение, если посмотреть на диван, выполненный в авангардном ключе.
Подводя итог, можно сказать, что сегодня окончательно стёрлись как временные, так и стилевые границы. Немецкий мебельный дизайн позволяет не просто заглянуть в будущее, а наслаждаться им уже сегодня.
Дом снаружи и внутри № 130, март 2014 г.