На «Неделе дизайна», он охотно дает интервью, с интересом изучает все, что происходит и находится вокруг него, делится своими эмоциями так щедро, что понимаешь — никаких фильтров и ограничителей внутри, только принцип открытости.
Наталья Новикова: В своем аккаунте в Instagram вы разместили пост о том, что планируете посетить Сибирь. В комментариях посыпались такие сообщения: «В этот раз я не завидую», «Здоровья тебе», «Уж лучше в Саленто, чем в Сибирь». А какие мысли были у вас? Как представляли себе эту поездку?
Фабио Новембре: Я очень часто встречал людей из Сибири. Уверен, что это сильные духом люди, мне было интересно познакомиться поближе. Мы обсуждали с организаторами поездки, насколько резкие перепады температуры здесь и в таких условиях, думаю, могут жить только герои. Я горд, что теперь я знаю вас поближе. (Улыбается)
Н.Н.: Вы транслируете особый дизайн — чувственный, сексуальный. Нашли ли вы что-либо чувственного в интерьере нашего аэропорта. Его архитектуру и дизайн обновили совсем недавно.
Ф.Н.: Ноль! Должны были мне позвонить, перед тем как строить. (смеется)
Н.Н.: Если я предложу вам в трех словах или понятиях охарактеризовать свой стиль, что вы ответите?
Ф.Н.: Сделано для женщин! А если в понятиях, то человечный, чувственный, экстравагантный.
Н.Н.: В ваших мебельных концептах всегда присутствует запоминающаяся выразительная форма, особенно формы обнаженного человеческого тела. Форма для вас на первом месте, как вы наполняете ее содержанием, совмещая образ и функциональность?
Ф.Н.: Для меня те вещи, которые я создаю – это некая оболочка для человека. Всегда представляю людей, которые будут своего рода наполнением моих вещей. Это невозможно – не думать о людях и о том, как они будут использовать мою мебель. Я никогда не искал только форму, для меня важнее общение через вещь, и это зачастую это выигрышно с точки зрения дизайна — видеть предмет через процесс общения/взаимодействия людей между собой, людей с предметом. Насчет функциональности… Это набор правил. Например, кресло — сделайте высоту 42 см, поставьте спинку под правильным углом. Функциональность - это просто, но это отправная точка. «Я был функциональным», - это лишь оправдание. Нет, ты должен дать больше! Я всегда сосредоточен на чем-то большем.
Н.Н.: Расскажите о проекте, который стал судьбоносным, который дал уверенность в собственных силах и открыл перспективы.
Ф.Н.: Я закончил учебу в институте в 1992 году. В то время не было компьютеров, с помощью которых можно было создавать свои дизайны, а от руки я очень плохо рисую. Я подумал, раз не умею рисовать, то не смогу быть архитектором. Переехал в Нью Йорк, чтобы учиться кинорежиссуре. Пробыл там два года и в этот период познакомился с fashion-дизайнером Анной Молинари. Она пригласила меня создать дизайн ее первого шоурума в Гонконге. Я поехал в Гонконг и прожил там три месяца, мне приходилось справляться с разными новыми задачами, общаться с рабочими, которые воплощали мои идеи и я, действительно, приложил руку к этому проекту. Когда настал день открытия, я увидел то, что получилось и понял — «да, я могу, я способен создавать красивые вещи, я способен быть дизайнером!».
Н.Н.: Эпатажный дизайн по своей природе призван вызывать не только положительную, но и негативную реакцию аудитории. Как вы относитесь к критике?
Ф.Н.: Я никогда не боялся того, что меня будут критиковать. Если ты боишься критики, то ты никуда не идешь и у тебя ничего не получается создавать. Я не боюсь делать вещи понятные не всем, необычные, потому что я очень люблю необычность!
Н.Н.: Философия — образ жизни философа, дизайн — это образ жизни дизайнера. Расскажите о своем стиле жизни и как он отражается в ваших работах?
Ф.Н.: Я очень свободный человек, очень свободный! Это мой образ жизни. У меня свободное мировозрение, свободный и открытый ум, открытые подходы, я не приемлю никаких границ и политик. Для меня каждый день как новая возможность делать открытия. Меня не возможно отнести к каким-то группам, направлениям — минимализм, рационализм ...это все не про меня.
Н.Н.: У вас на руке кольцо в виде змеи, знаю, что и в архитектуре вашего дома присутствует ее образ. Какое значение имеет для вас этот символ?
Ф.Н.: Я родился в христианской семье и воспитывался как христианин. Мы все знаем библейскую историю об Адаме и Еве и о змее искусителе, в рамках нашего мировоззрения этот самый змей — зло, он делает что-то плохое. Когда я повзрослел и начал путешествовать, открывая для себя мир, я узнал совершенно другое восприятие. Например, в Азии, где развит буддизм, меня поразила история о том, как Сиддхартха пошел медитировать в лес, его охраняла большая кобра, которая защищала его от других животных. В буддизме змеи всегда являются защитниками и несут добро. Поэтому символ змеи для меня заключается в том, что нужно принимать вещи такими, какие они есть, никого не осуждать, не быть предвзятым, просто воспринимать факты как факты.
Н.Н.: Идеальное пространство для вас — это …?
Ф.Н.: Это пустота... Наполненная новыми людьми. Вы можете поместить предметы в эту пустую комнату, которые будут взаимодействовать с людьми и тогда это будет идеальное пространство. Я никогда не думаю о чем-то без людей, всегда они на первом месте.
Когда прихожу в музей и там везде написано — «не трогать», «не смотреть», «не перемещать», я думаю «F...ck!».
Н.Н.: Именно поэтому вы создаете инсталляции иного характера для различных выставок и событий?
Ф.Н.: Да мои инсталляции не несут посыл «посмотри на это», я призываю - «потрогай это», «посиди на этом» и т. д.
Н.Н. С какими материалами любите работать?
Ф.Н.: Я учился режиссуре и для меня дизайн как создание фильма. Выбор актеров зависит от истории, которую хочется рассказать. Анджелина Джоли и Сара Джессика Паркер — прекрасные актрисы, но они разные, подходят для разных историй. С материалами также, я не зацикливаюсь на чем-то.
Н.Н.: Над какими проектами сегодня работаете?
Ф.Н.: Я пытаюсь поднять свою планку архитектора, поэтому работаю над архитектурой, занимаюсь крупными проектами.
Н.Н.: В Италии?
Ф.Н.: В Китае, Австралии, Арабских Эмиратах и, конечно, в Италии.
Н.Н.: Это общественные пространства или частные объекты?
Ф.Н.: Я занимаюсь общественными пространствами, единственный частный объект — это мой дом. Но сейчас я проектирую виллу шейха в Арабских Эмиратах, на его личном острове.
Н.Н.: Современная архитектура Арабских Эмиратов известна своим высоким уровнем технологичности. В этом проекте тоже используются современные технологии?
Ф.Н.: Арабские Эмираты впереди всех на планете. Самые высокий небоскреб находится именно там. И они очень высокотехнологичны, например, активно используют в строительстве машины 3D-печати. И конечно, я закладываю в свой проект такие технологии.
Н.Н.: Есть ли у вас проекты в России?
Ф.Н.: Это парадокс, но я никогда ничего не проектировал для России. Я очень люблю вашу страну, у меня даже была девушка из России, с которой мы встречались два года, но не получилось ни с девушкой, ни с проектами... (смеется)
Н.Н.: У нас много молодых дизайнеров, которые хотят реализовать себя в сфере предметного дизайна, посоветуйте, как им действовать?
Ф.Н.: Мне кажется, это вопрос персональной инициативы. Современный мир – очень хорошее время для реализации. Как только ты создал что-то интересное — ты можешь выложить это в Интернет. Многие сайты, такие как designboom, могут легко опубликовать твою работу и указать твое имя, если ты отправишь им ее. К примеру, есть очень популярный во всем мире дизайнер Ora Ito – ему только исполнилось 40. Он начал свою карьеру 15 лет назад, и 10 лет назад он стал одним из первых в цифровом поколении. Ora Ito загружал свои проекты в Интернет и стал популярным, потому что его работы были просто сумасшедшими. Так он привлек к себе внимание и обрел популярность. Это именно то, чем должны заниматься молодые дизайнеры, они должны работать, развивать идеи, делать рендеры и тогда они найдут производителей. Я в этом уверен! Потому что так и происходит сейчас. Это вопрос того, как ты можешь преодолеть свои страхи, и обрести понимание, что мир – не только то место, где ты находишься, он везде. Мы все можем объединяться и общаться, и представлять свои идеи друг другу.
Н.Н.: Кем бы мы ни были по профессии и призванию, лучшее, что мы создаем — это дети. Вы согласны, расскажите о ваших дочках?
Ф.Н.: У меня две дочери. Знаете, я уверен, что мир управляется женщинами, движение планет можно поменять всего лишь дав силу женщинам. Считаю, нам нужно больше женщин-президентов, глав штатов и регионов. Будущее тоже создается женщинами. Дети это мое будущее, это центр моей жизни. Становление родителем меня очень поменяло. До рождения детей мы эгоистичны, мы думает только о себе. После того, как рождаются дети, перестаем быть эгоистами. Моих дочерей зовут Верде, что значит «Зеленый» и Челесте — «Голубой», поэтому я всем говорю, что моя жизнь проходит между небом и землей.
«Быть дизайнеров в Италии и в России — нет разницы. Все сталкиваются с одними и теми же трудностями. Компании в Италии не открыты для сотрудничества с молодыми дизайнерами, все не так легко. Мне кажется, русский дизайнер может создать хороший продукт для российского бренда и это может стать основой для дальнейшего развития».
Н.Н.: В Италии молодым дизайнерам легко
Методология того, как появляется популярность в интернете сейчас абсолютно другая. И молодые люди знают, как с этим работать. Поэтому, это не вопрос журналов или производителей, вы всегда можете сделать свой объект популярным... Ладно, окей.
Возвращаясь к вашему вопросу, быть молодым дизайнером в России и в Италии – одинаковые вещи. Все сталкиваются с одними и теми же трудностями. Компании не открыты для сотрудничества с молодыми дизайнерами, все не так легко. Даже русский молодой дизайнер может работать с собственными лейблами и делать что-то по-настоящему хорошее. Я имею в виду, почему нет? Почему обязательно с итальянскими лейблами? Это может служить хорошей основой для дальнейшего развития.
Как мне кажется, это вопрос персональной инициативы. Современный мир – очень хорошее время для этого, потому что как только ты создал что-то там (не слышно), ты можешь запостить это в интернет. И даже такие сайты, как dezine или design boom, могут сразу же опубликовать твою работу и указать твое имя. Методология того, как появляется популярность в интернете сейчас абсолютно другая. И молодые люди знают, как с этим работать. Поэтому, это не вопрос журналов или производителей, вы всегда можете сделать свой объект популярным... Ладно, окей. Есть очень популярный во всем мире дизайнер – его имя Ora Ito – ему только исполнилось 40. Он начал свою карьеру 15 лет назад, и 10 лет назад он стал одним из первых в цифровом поколении – он загружал свои проекты в интернет и стал популярным, потому что его проекты были просто сумасшедшими. И так, он привлек к себе внимание чисто за счет интернета. И это именно то, чем должны заниматься молодые люди, они должны работать, развивать идеи, делать их хотя бы в 3д формате (вы знаете, модели для интернета) и тогда они найдут производителей. Вы знаете, я в этом уверен. И это то, что на самом деле происходит сейчас, многие молодые люди работают именно так. Поэтому, это вопрос того, как ты можешь преодолеть свои страхи, и понимания того, что мир – это не только то место, где ты находишься, он везде – мы все можем объединяться и общаться, и представлять свои идеи по всему миру.
Знаете, если бы я был русским молодым дизайнером, я бы взял вот этот номер, позвонил по нему и сказал: «Может быть устроим небольшую революцию в этом каталоге?». Потом бы я убедил их пойти на Milano Furniture Fair. И на этой выставке они бы увидели, на что способны русские.
Мне уже задавали этот вопрос, на самом деле, я не знаю русских дизайнеров. Но результат таков, что я думал об этом. Мне кажется, что русские дизайнеры не едут заграницу, не становятся популярными заграницей, потому что вы работаете на собственном, внутреннем рынке. Хорошие дизайнеры в России больше обеспокоены тем, чтобы быть популярными именно в России, их не особо заботит популярность в других странах. Вы знаете, ваша страна достаточно закрытая. Поэтому, логично, что у вас нет каких-то международно-известных дизайнеров, поскольку они не работают заграницей, они ничего не делают заграницей. Столько людей в этой стране, но их интересует только работа внутри страны.
Беседовала — Наталья Новикова
Переводили — Евгения Ильина, Екатерина Жереб
За организацию интервью благодарим Татьяну Михееву и Вячеслава Обухова, организаторов «Сибирской недели дизайна»