В этот раз мы побывали в гостях у человека, которому доступна поэзия простых вещей, – это красноярский художник Андрей Исаенков.
Наталья Новикова: Как пришло понимание того, что вы хотите быть художником, и с чего всё началось?
Андрей Исаенков: Я не собирался быть художником, и я долго не мог понять, что такое художник и как он зарабатывает себе на жизнь. У художников нет заводов, нет фабрик, куда пойти живописцу? Я никогда не планировать им стать, но так получилось.
Н. Н.: Ну какие-то предпосылки были, в детстве, например?
Андрей Исаенков: Все дети рисуют, лепят, занимаются спортом. Я был ничем не лучше и не хуже других. Собирался стать хоккеистом – в Новосибирске (Андрей родился и вырос в Новосибирске – Прим. ред.) очень развит хоккей с шайбой. У меня всё было классно, я уже играл за детскую сборную команду «Сибирь», но потом открылась первая художественная школа, и мама мне предложила: «Ты вот рисуешь, давай попробуем поступить». «Давай попробуем», – я был очень послушным мальчиком. Потом мне было неохота учиться в старших классах, и после восьмого я поступил в ближайшее художественное училище, которое как раз находилось в Красноярске. Вот и всё! Получил специальность театральный художник, затем художник-живописец – в Красноярском художественном институте.
Н. Н.: Не разочаровались в выборе профессии?
Андрей Исаенков: Трудно назвать это профессией. И трудно назвать это работой. Это стиль жизни по большому счёту. Я просыпаюсь во сколько хочу, ложусь спать во сколько хочу, пишу только тогда, когда этого хочется. Иной раз смотришь на людей, как они всю жизнь мучаются, ходят на нелюбимую работу, встают в семь утра. Любое искусство в этом плане – это так кайфово. Ты делаешь то, что тебя вдохновляет. Мне нравится быть свободным художником.
Н. Н.: У вас своеобразная художественная манера, как бы вы сами её охарактеризовали?
Андрей Исаенков: Я, честно признаться, сам долгое время не знал, к чему привязать свой стиль, и затруднялся отвечать на такой вопрос. Однажды, когда проходила очередная выставка моих работ, я обронил такую фразу: «Выставка в стиле нового красноярского реализма» – и потом слышу везде в прессе: «Выставка Исаенкова в стиле нового красноярского реализма». Хотя это был, конечно, полный бред. Я понял, что надо отвечать что-то более вразумительное. Спросил мнения одного человека, который давно следил за моим творчеством и которому я доверяю. Он подсказал, что этот стиль – магический реализм. Он свойственен и литературе (яркие представители – Маркес, Гессе — мои любимые писатели), и музыке, и живописи, и многим другим видам искусства.
Н. Н.: В чём заключается идея этого стиля?
Андрей Исаенков: Суть его в том, что автор, художник рассказывает о неожиданных свойствах самых привычных вещей и предметов, которые в повседневной жизни человек даже не замечает.
У меня была выставка «Из жизни предметов». В работах я представил совершенно простые вещи, которые окружают человека каждый день. Мы никогда не задумываемся о том, что эти вещи и предметы живут какой-то своей жизнью, мало того, что они живые, что, помимо прямой функции, они имеют какое-то второе и третье предназначение... Например, есть дверь, она вроде и обычная, но, может, и нет, ведь эта дверь может открываться не в обычную комнату, а куда-то ещё, а у двери есть ручка, и, может быть, ещё и ключ. Я стал обращать внимание на эти вещи. У меня появилась целая серия работ с предметами: стул, табурет, зеркало, счёты... Если говорить в целом, то через эту вазу, через этот сундук, через эти счёты, через этих людей я изображаю самого себя. Хотя это и не автопортреты, но всё равно это отображение моих мыслей и чувств на данный момент.
Н. Н.: Вы пробовали писать в реалистичной манере?
Андрей Исаенков: Вы понимаете, для меня это и есть реализм. Возьмите любого абстракциониста, например, Джексона Поллока, который выливал вёдра с краской на холст, но при этом он не просто так это делал, в это время у него работала душа. Душа – она реальная. Поскольку он «выплёскивает» вместе с краской свою душу, значит, он изображает вполне реальные вещи. Другое дело, что это реализм не фотографический...
Н. Н.: Часто ли проходят выставки ваших работ?
Андрей Исаенков: Я делаю выставки один раз в два-три года. Конечно, надо бы делать их чаще, но пока не могу понять, для чего. В какой-то момент я осознал, что в Красноярске на выставки приходят одни и те же люди, с которыми я и так общаюсь, которые бывают в моей мастерской. С того времени я решил ездить в Москву, начал участвовать в ярмарке «Арт-манеж». Потом я понял, что и в Москве на такие выставки ходят одни и те же люди, просто там их больше. Сейчас я организую выставки тогда, когда действительно появляется желание показать свои работы.
Н. Н.: В последних работах у вас много чёрного цвета...
Андрей Исаенков: Да, кто это заметил, сразу стали у меня спрашивать: «Андрей, что случилось, у тебя всё нормально?» Конечно, определённая семантика у цвета есть, но не стоит так сильно зацикливаться на этом. В Китае, например, белый, а не чёрный символизирует трагедию. Для меня чёрный – это просто энергетически сильный цвет, не более того. А более красивое, более говорящее сочетание, чем классический контраст белого и чёрного, придумать сложно.
Н. Н.: Посоветуйте нашим читателям, как правильно «привнести искусство в дом», как стоит подходить к выбору картины для интерьера?
Андрей Исаенков: Задуматься о выборе картины, наверное, стоит ещё на этапе создания дизайна, чтобы не картину подбирать к цвету дивана, а наоборот. Ведь этот предмет искусства бывает намного дороже и ценнее, чем диван. Мебель отслужит своё через пять-десять лет, а картина достанется детям и внукам, а если она профессионально создана, то проживёт сто и больше лет.
Дом снаружи и внутри №133, Июнь 2014г.