Офисный интерьер – бурно развивающийся жанр в нашем дизайне. В области мирового промышленного дизайна выделяются два направления: американское и европейское, в первом доминируют хай-тековские черты, а во втором поощряется творческий художественный...
В нынешней России дизайн офисных помещений собрал в себе оба направления. В одном случае мы видим стеклянные перегородки и алюминиевые поверхности, в другом – встроенные деревянные интерьеры, ковровые покрытия и картины на стенах. Иногда встречаются работы, где сделана попытка нащупать третий путь.
В самом деле, хай-тековские проявления здесь явно присутствуют – это и стеклянно-алюминиевые перегородки, и футуристический потолок, где проносятся стаи «летающих тарелок», и металлизированные жалюзи. И легко представить, каким был бы этот офис, если бы «технократическая» линия здесь возобладала. Однако ей противопоставлена иная – более теплая дизайнерская стилистика, причём это противостояние иногда без стеснения демонстративно: так футуристический потолок большого зала контрастно сочетается с древесного цвета паркетом-ламинатом пола. Гармоничному сочетанию несочетаемого помогла общая конструкция нестандартного помещения: частично она была задана (мансардный наклон стен), а частично создана в ходе перепланировки, которую предложил архитектор.
В целом офис состоит из большого зала, где сотрудники имеют отдельные рабочие места – столы с компьютерами выстроены в ряды, а также нескольких обособленных небольших помещений: кабинет директоров, бухгалтерия, компьютерная комната и маленький конференц-зал – переговорная. Общая конструкция тем самым немного напоминает частный интерьер, обычно делящийся на презентационную и приватную часть. Для офисного помещения, конечно, такое разделение не обязательно, но в данном случае оно оказывается значимым, поскольку презентационность – это имидж организации, а здесь масштабность и эксклюзивность дизайна сразу же бросаются в глаза посетителю. К тому же секретарь офиса встречает гостей прямо у входа, а не у кабинета начальника. Надо отметить, что посетитель попадает в главный зал, поднимаясь по лестнице, и первое, что он видит – оригинальное потолочное освещение наверху и угловое выдвижение стены с отделкой натуральным камнем «прямо по курсу». Эти два впечатления сразу же задают систему оценок, поскольку дизайнерские изыски демонстрируют себя во всей красе.
Следует отметить, что отделка натуральным камнем, характерная для торцевых стен зала, сообразуется здесь же с огромными зеркальными плоскостями. С одной стороны это раздвижные стенки встроенных шкафов, а с другой – треугольные зеркала, позволяющие сочленить наклонность мансардных стен с вертикалями перегородок. Немаловажная деталь: зеркала и камень в заданных пропорциях, оказывается, прекрасно сочетаются – камень начинает доминировать, а зеркальная плоскость, уходя за рельефные границы каменной облицовки, совершенно теряется – создается полная иллюзия продолжения помещения вдаль. Таким образом презентационная значимость большого зала вполне очевидна – дизайнер мастерски выполнил свою работу.
Переход к приватной части офиса («приватной» в кавычках, так как посетители бывают здесь столь же часто, как в зале) оформлен в виде круглого вестибюля. Здесь круг пола, мощенный плиткой, разрывает поверхность паркетного пола, а потолок цилиндрически приподнят, строго зонируя вестибюль. Часть круга отсекается стеклянной стеной, но отсеченность сегмента практически незаметна, поскольку, входя в вестибюль, наблюдатель уже отметил круговую границу, обозначенную вырезом на потолке – она мысленно продолжается и замыкается в воображении сообразно окружности пограничного порожка, проходящего по полу. А над головой посетителя в границах окружности потолка горят светлые круги, как иллюминаторы в параллельный высший мир.
За стеклянной плоскостью находится комната переговоров, вторая – округлая – стена вдвинута в директорский кабинет, что придает тому вид совершенно нестандартный. Необычность помещения и в том, что здесь функциональность, подчеркнутая офисной мебелью, соединяется с релаксационными деталями – кресло из ротанга и комнатные растения.
Мансардность помещений особенно хорошо сыграла при оформлении стен обоями из сизалевой соломки. Тропический колорит, в свою очередь, сам по себе хорошо сочетается с хай-тековской стилистикой – достаточно вспомнить об инженерном совершенстве бамбука, блеске раковин, упругости натянутых парусов и прозрачной силе набегающей волны. Здесь продолжается череда светлых кругов на потолке, но в пару к ним добавлены висячие источники света – в виде прямых панелей, но с округлой нижней плоскостью. Отделка пола тут мягкая – фактура ковролина потом продолжается в других помещениях.
Во второй части офиса есть одна интересная подробность: по ходу коридора посетитель встречает ряд дверей, которые выполнены из древесного массива, сочетающегося с матовыми стеклянными плоскостями. А как раз перед этим располагались стены-поверхности, где стекло сочеталось с металлом. Затем в конце коридора двери становятся уже цельнодеревянными с металлическими табличками по центру: такой постепенный многошаговый переход фактур – явная удача дизайнерских поисков.
Как видим, даже при разработке интерьера офисного помещения творческая мысль способна найти множество векторов для приложения усилий. А в результате импульсы складываются в систему сил, образуя гармоничную структуру удобных помещений.
Текст: Павел Полуян
Фото: Владимир Мальцев
Дом снаружи и внутри №56, Январь 2008