Казалось бы, нет ничего друг от друга более далекого, нежели готика с её треугольными и угловатыми формами, чуждыми природной стихии, и совершенно противоположный по смыслу японский стиль, провозглашающий как принцип следование законам естества. Тем ...
В сущности никакой культурологической загадки нет, ведь Япония – страна, по историческим меркам мгновенно пробежавшая этап индустриализации и сохранившая в силу этого многие обычаи и эстетические ценности Средневековья. Соответственно, в Западной Европе, где в средние века господствовала готика, очень многое было похоже на японский стиль жизни. Тут и странствующие рыцари-самураи, и укреплённые замки феодалов, а разве буквы готического шрифта не напоминают иероглифы? Поэтому нет ничего удивительного, что развитие темы японского сада привело и архитектора, и заказчика к неожиданной и своеобразной идее – сделать на территории парка уголок, где царила бы европейская средневековая эстетика. Сказано – сделано. Но, понятно, что сочленение всё-таки очень различных культур не могло быть сделано «в лоб».
Поэтому был найден оригинальный приём: обе зоны соединены общей водной системой – искусственным ручьём, но чёткой разделительной границей между ними служит каменный заборчик. В результате возникло логичное и гармоничное сочленение противоположностей.
Будем точны – часть сада в японском стиле, конечно же, насыщена элементами нашими, местными.
Отнюдь не экзотические, хорошо знакомые нам растения - сибирские деревья и цветы. Утонченную красоту представляют различные сорта ирисов, а японская сакура заменена на войлочную вишню.
Чтобы мы ни говорили, но отличия западной готики от японских архитектурных силуэтов достаточно очевидны. Гораздо важнее другая эстетическая проблема: по каким признакам отличить японское от китайского? И действительно, в чисто архитектурном отношении эти различия невелики. Считается, что у жителей Страны восходящего солнца приняты более спокойные цвета, их эстетика неяркая и ненавязчивая, по-современному выражаясь - минималистическая. А у подданных Срединной империи броскость и яркость в цене. Неслучайно оранжевый апельсин имеет такое название – «эппел-син», что в переводе на русский означает «китайское яблоко».
Японская невозмутимость, подобная спокойной воде пруда, где нет волн и все экстремальности усреднены, выражается порой в архитектуре очень оригинально. Например, у чайных павильонов традиционно вход очень низок – чтобы входящие люди, независимо от их сана и самомнения, делали символический поклон.
А мы сделаем прощальный поклон и покинем удивительный парк.
Дом снаружи и внутри №41, Октябрь 2006