Издавна были известны две техники укладки мозаики – прямой и обратный набор. При первом – изображение выкладывается сразу на поверхности и закрепляется в штукатурном слое. Эта старинная техника, сложная и требующая массу мастерства и времени. Обратный набор – более простой. Изображение сначала выкладывается на кальку лицевой стороной вниз, а потом переноситься на стену или пол. После того, как материал закрепляется, лицевая поверхность шлифуется и покрывается воском, что делает мозаичное панно приглушенным, похожим на гобелен или ковер. Обратный набор сегодня применим в тех случаях, когда мозаика представлена в виде плиток на какой-либо основе, например, бумаге или пленке.
Прежде чем начать работу, нужно внимательно прочитать инструкцию – у каждого вида мозаики есть свои нюансы в укладке. Основные правила диктуют следующее. Поверхность, на которую будет нанесен мозаичный декор, должна быть подготовленной – ровной, сухой и совершенно чистой. Если работа ведется со стеклянной мозаикой или смальтой, то поверхность стоит отшлифовать и прогрунтовать белым клеем, чтобы серость не просвечивала сквозь материал и не создавала грязный эффект. На участке, подвергаемом облицовке, следует нанести выверенные линии, которые станут ориентиром для укладки мозаичных листов. Для закрепления материала нужно использовать специальный клей. Вид клея подбирается исходя из следующих параметров: тип мозаики, характер поверхности, с которой предстоит работать. Клей должен быть достаточной консистенции, его наносят равномерным слоем, причем обрабатываемый участок не должен быть слишком большим, чтобы клеевая основа не успевала заветриться. Мозаику на пленочной или бумажной основе следует прикладывать к поверхности так, чтобы бумага или пленка была снаружи. Укладка мозаики на сетке производится лицевой стороной вверх. Расстояние между облицовочными листами должно быть таким же, как между тессерами. Затирать швы следует не ранее чем через 24 часа после укладки. При этом до начала процесса, пока клей не засох окончательно, нужно удалить его остатки с материала. Выбирая затирку, особенно для помещений с повышенной влажностью, обращайте внимание на то, есть ли в ее составе водоотталкивающие добавки, которые препятствуют впоследствии появлению грибка.
Фальшмозаика (псевдомозаика) – альтернативный вариант для тех, кто хочет получить эффект мозаичной кладки и при этом сэкономить деньги. Она производится в виде стандартной плитки – керамической или стеклянной, которая имеет деления на квадратики, имитирующие мозаику.
Мозаика стала украшением интерьеров как минимум в III веке до нашей эры. Именно этим временем датируются панно из глиняных кружочков, которыми были оформлены храмы Двуречья. В античной Греции мозаику делали из простой гальки, а в Италии и Византии встречались шедевры, выполненные из полудрагоценных камней и смальты. Особенно мозаика была распространена в Древнем Риме, где она служила элементом декора не только храмов, но и домов знати, общественных зданий. Одна из мозаичных техник так и называется – римская. По разработанному эскизу художники погружали каменные кубики (тессеры) в известковый раствор. По окончании работ поверхность шлифовали.
В XII веке появилась флорентийская мозаика, которая взяла свое начало в мебельном производстве. Сначала по шаблону вырезаются кусочки цветного мрамора или яшмы с разной текстурой – фрагменты будущего панно, затем по принципу инкрустации выполняется настенное панно или ковер.
Текст – Наталья Новикова
Дом снаружи и внутри №104, Январь 2012