Нет аккаунта?   Регистрация

x

Есть такая профессия: ландшафтный дизайнер

Ландшафтный дизайн стал поводом нашего разговора с Наталией Кутуковой – известным в городе специалистом.
07.07.2014 3490

Павел Полуян: Наталия Геннадьевна, ландшафтный дизайн – странная область деятельности, раньше были просто садоводы и не очень-то престижной выглядела профессия ландшафтного дизайнера… Поэтому первый вопрос: как вы стали ландшафтным дизайнером?

Наталия Кутукова: Случайно. В школе я очень любила биологию, ботанику, генетику. Дополнительно занималась по этим предметам, участвовала в олимпиадах, занимала призовые места, делала даже научные работы. А когда встал вопрос о выборе профессии, я твердо решила, что стану биологом. К этому лежала душа. Училась в лицее с биохимическим уклоном на базе Сибирского технологического института, у нас школьный выпускной экзамен одновременно был приемным в институт. Меня спросили: «На какой факультет вас зачислить?» Говорю: «А что связано с биологией?» Мне сказали, мол, вот тут учат обращаться с растениями. Кивнула, не вникая, и автоматически туда поступила. Но сама подала документы на биологический факультет Красноярского госуниверситета. Сдала все экзамены, набрала нужное количество баллов, пришла на собеседование. И тут случилось непредвиденное. Я считала себя уже зачисленной, со мной были лицейские корочки с указанием полученной в лицее профессии «химик-лаборант», принесла кучу грамот и наградных листов с биологических олимпиад… В приемной комиссии была преподавательница, которая меня хорошо знала, и вот она взялась председателю приемной комиссии меня расхваливать, говорит: "Девочка лицей биохимический окончила с отличием, автоматически зачислена в технологический институт, но учиться хочет в университете". И тут председатель комиссии округлил глаза и заявляет: «У нас столько людей по нескольку раз поступает, а вы уже пристроены. Идите, поучитесь в технологическом, а на будущий год, если захотите, придете к нам, возьмем вас точно, а пока – извините!» Я была настолько обескуражена... И пошла в технологический институт узнавать, что представляет собой факультет, на который наугад пальцем указала. Оказывается, это был «лесхоз», отделение «озеленитель» - всего одна группа, где готовили специалистов по озеленению города. Узнала и в общем-то не расстроилась. У меня была склонность к дизайну одежды, и я решила: буду одевать города в зеленые листья и яркие цветы. Почему-то возник такой образ. Между прочим, в тот момент меня отговаривали, дескать, что за профессия озеленитель? О профессии ландшафтного дизайнера тогда никто и не слышал.

Так проучилась год и решила, что в университет не пойду - повлияли рассказы подружки, которая поступила на биофак КГУ и разочаровалась. А мне на лесхозе понравилось, всем заявляла, что работать буду по профессии. Хотя некоторые посмеивались, говорили, что озеленитель с высшим образованием - это бесперспективно, максимум карьеры - директор теплицы. Между тем на факультете нас учили и архитектуре, и дендрологии, мы изучали и особенности растений, правила планирования и вычерчивания парков.

На последнем курсе я еще дополнительно пошла на курсы в Центр сибирской флористики, но на работу меня не взяли туда, сказали, что слишком аккуратно выгляжу и о маникюре забочусь, дескать, такая не будет в грязи ковыряться. Все же порекомендовали меня на работу в салон, где продавались художественно оформленные букеты, и здесь моя карьера пошла в гору, даже появились свои клиенты. Перед праздниками ко мне очередь выстраивалась. И вот через полгода ко мне подходит одна женщина и говорит: «Я с КрАЗа, нам нужен дизайнер-флорист, нам вас порекомендовали». Оказывается, ко мне уже целый месяц присматриваются, изучают и наводят справки. Я была в шоке! На КрАЗе им требовалось одновременно и флористическое оформление интерьеров, и декоративное озеленение территории - это и был уже конкретный ландшафтный дизайн со всеми присущими ему особенностями.

 

П. П.: И в каком году началась работа по профессии?

Н. К.: Это был 1998 год. Мне выделили кабинет в гостинице «Яхонт», дали помощника озеленителя. Я сама подбирала все инструменты, объезжала магазины, выбирала и заказывала секаторы, газонокосилки, удобрения. Посещала мастер-классы приезжавших в Красноярск иностранных флористов и профессиональных ландшафтных дизайнеров. Теорию тут же испытывала на практике, разбивая и обустраивая нестандартные газоны и цветники. Да и флористической работы было много. Например, оформляла инаугурацию губернатора Лебедя. Проработала там несколько лет и почувствовала, что потолок достигнут: все уже сделано, текущая работа стала однообразной и скучной, для творчества простора не было.

И в этот момент так получилось, что я познакомилась с архитекторами, и они говорят: «Есть проблема. Мы делаем красивые загородные дома с прекрасными интерьерами, а территория вокруг коттеджей остается бедной, максимум - дорожки вокруг прочертим и замостим. А хотелось бы довести оформление территории до ума…» Так Лариса и Виталий Виинапуу предложили мне работать вместе. Они своим клиентам рекомендовали меня в качестве ландшафтного дизайнера. Сначала я работала как бы на два фронта: до пяти часов на КрАЗе, а потом с пяти до двенадцати и все выходные - с частными клиентами. Это выматывало и напрягало. В конце концов я сделала выбор и оставила должность - стала «свободным художником». Сначала очень переживала: как все сложится? Но оказалось, что все сделала очень правильно. Во-первых, здесь нет предела творчеству. Все, что хочу, могу воплотить. Если нет с клиентом общего языка, могу полюбовно расстаться. Во-вторых, нет над тобой начальников, никто не указывает, во сколько приходить на работу, куда идти, что делать, да и по деньгам получился выигрыш. Так я стала освоивать профессию ландшафтного дизайнера профессионально.

 

П. П.: Вы были одной из первых?

Н. К.: Да. Если и был кто-то еще – я этого не знала. Не с кем было советоваться, не у кого перенимать опыт. Я ведь не знала, как общаться с клиентами, как преподносить себя, как выставить цену. Помогали опять же архитекторы: смотрела на Ларису Виинапуу и училась. Ездила в Москву, узнавала об организации работы московских ландшафтных дизайнеров-профессионалов, но там, конечно, все иначе, а цены вообще несравнимы.

 

П. П.: Но это, скажем так, вхождение в рыночные отношения. А чисто профессиональные сложности возникали?

Н. К.: Возникали. Очень важная часть работы – подготовка чертежей, оформление проекта. То, что нам давали в институте, не всегда подходило, многое приходилось изобретать самой, придумывать на ходу. Надо ведь так дело поставить, чтобы проекты нравились клиентам, а чертежи были понятны прорабам.

 

П. П.: Да, к тому же проектная деятельность – штука компьютеризированная. Этому, наверное, тоже в институте не учили. Как, наверное, и психологии общения с заказчиками и подрядчиками. Как складывались эти отношения? У нас ведь все специалисты по садам и цветникам. Заказчики понимали, что ландшафтный проект не менее сложен, чем архитектурный? Работу оценивали по достоинству?

Н. К.: Сначала я назначала почти символическую цену, только чтобы не жить впроголодь. То, что я брала за реализованный проект, столько в Москве стоил один только чертеж. Надо было сделать себе имя и показать, что такое профессиональная работа ландшафтника. Эскизы чертила от руки. Бывало, из-за одной переставленной с места на место скамейки приходилось перечерчивать весь чертеж. Сейчас это легко делается на компьютере. Но я предпочитаю привлекать к работе художников, которые все изображают красочно, нанимаю инженеров, которые просчитывают устройство дренажа и работу автополива. И вы правы, это все сложно – выстраивание отношений.

 

П. П.: Клиенты вмешиваются в работу?

Н. К.: Да. Но, как правило, это нормальный рабочий процесс. Они ведь заказчики, а создание ландшафта - совместный творческий процесс. Я должна угадать, какой сад хотел бы видеть клиент на своей территории. Иногда слушаешь и стараешься проникнуть в его мысли. Вот прозвучало слово «бочка» - рождается образ винного погреба, в виде которого можно оформить танцевальную беседку. Порой поговоришь с заказчиком и потом несколько дней думаешь, прежде чем родится идея.

 

П. П.: Так много всего входит в содержание профессии ландшафтного дизайнера. От инженерных чертежей до прополки клумб… А что вам больше всего нравится делать?

Н. К.: Мне нравятся заказы, где требуется творческий подход. Когда ищешь, думаешь и находишь. В общем, профессия ландшафтного дизайнера, как и сам ландшафт, складывается из многих частей, и все они – важны.

Дом снаружи и внутри 2007 г.

Теги: Интервью


Последние статьи этой рубрики
© 2009-2024 Информационно-рекламный портал Sibdesigner.ru. 16+
ООО «Агентство «ПЛЮС» Красноярск, Новосибирск, Омск. Перепечатка текстов и фотографий, цитирование материалов сайта в любом виде возможны только с письменного согласия ООО «Информационное Агентство «Плюс». Информация о порядке получения разрешения на перепечатку в разделе авторские права. Редакция сайта не несет ответственности за содержание рекламных материалов, авторство опубликованных на ресурсе работ и информации, размещаемой посетителями.