Новосибирск по праву считается негласной столицей конструктивизма. Обилие этого стиля поражает приезжих, а новосибирцам, напротив, хочется отойти от него и погрузиться в мир ярких красок и солнечного настроения.
В этой связи становится ясно, почему формат восточной чайханы пользуется особой популярностью у жителей нашего города, а о том, как создать в меру интеллектуальное пространство, не прибегая к использованию избитых приемов, нам рассказал соавтор этого интерьера и руководитель архитектурного бюро CACgroup - Олег Зенков.
Первое, что поражает при входе в это заведение, - это обилие в интерьере ярких красок. Благодаря радужному цветовому решению декораторам удалось внести в интерьер чайханы нотку свежести и индивидуальности. В то же время это заведение декорировалось с претензией на интеллектуальность, ведь, несмотря на его аутентичность, в нем нет прямых цитат. Дизайнерам удалось найти баланс между восточной эклектикой и европейской сдержанностью, а их особенности усложнить и перемешать. Этническое настроение удалось передать за счет богатой цветовой гаммы и сочетания аутентичных элементов декора. Впрочем, если приглядеться, то становится ясно, что в этом интерьере вообще нет ничего восточного… Например, рисунок обивки - это подлинный орнамент североамериканских индейцев, а традиционная средиземноморская плитка родом из Испании.
Команда разработчиков CACgroup одна из первых в нашем городе, кому удалось заявить о восточной тематике не за счет клише, а при помощи различных вариаций на восточную тему. Сдержанность этого помещения негласно заявляет о своих претензиях на состоятельную целевую аудиторию. Разумеется, в таком заведении не уместен настоящий ковер, но, чтобы сохранить подлинную эклектику интерьера, декораторам пришлось пойти на хитрость и создать достойную замену базовой темы Востока. Ей стала своеобразная перегородка, состоящая из множества подвесок. По словам Олега, она создает эффект висящего ковра, но в то же время таковым не является.
В этой обстановке завуалировано множество интересных сравнений. Например, декораторам удалось заложить во внутреннем убранстве этого заведения принципы дрейфующего каравана. Чайхана, подобно скитальцу, собирает в своем интерьере множество этнических деталей, а потом выставляет свои трофеи на всеобщее обозрение. Постепенно каравану удалость добрести до традиционных европейских тем, ведь эти кронштейны прочно ассоциируются в нашем сознании с традиционной европейской классикой. Старинная лепнина досталась этому заведению в наследство от советского периода, а само здание, в котором разместилось это великолепие, принадлежит к одному из немногих в нашем городе памятников архитектуры. В интерьере чайханы лепнина занимает едва ли не центральное место, но благодаря технике патинирования она выглядит неброско и к тому же уместно.
Помимо кронштейнов, в интерьере множество европейских вещей, которые можно было бы завуалировать, но, к счастью, этого никто не сделал. К примеру, массивные люстры родом из Голландии. Они наряду с повсеместным патинированием играют наиболее значимую роль в этом интерьере. Яркие стены выглядят так, будто они покрашены в несколько слоев, а патина в их углах создает ощущение, что эти стены периодически мыли, но в некоторых местах осталась многолетняя пыль. Такие же поверхности можно найти на старых фотографиях аутентичных мест, ведь этот контраст и собирательность очень часто встречаются в местах с древней историей. В этом заведении броские стены, но благодаря патинированию они начинают играть еще более ярко.
Обои стали прекрасным дополнением к яркому антуражу стен. Они дарят гостям эстетическое удовольствие от созерцания интригующего орнамента. Было опасение, что буйство цвета создаст дисгармонию в интерьере, но совокупность деталей и освещения расставила все на свои места. Благодаря высоте объекта декораторам удалось одновременно решить сразу несколько практических задач: сделать подиум и поиграть с зонами. Глубокий подоконник, возникший в результате выступающего фундамента, стал своеобразной игровой зоной, а образовавшийся подиум позволил декораторам «посадить» на подоконник несколько диванов и тем самым расширить потенциальный проход между столами. Небольшая хитрость сделала проходы комфортными для работников и гостей чайханы.
Чтобы было проще создать сложное пространство, архитекторы используют множество эргономических приемов. Благодаря интерьерным вещам порой можно легко решить целый ряд чисто практических задач. Например, в этом заведении есть своя атмосфера. Она замешана на процессе употребления пищи и различных напитков, поэтому, по мнению заказчиков, в интерьере этого восточного кафе обстановка должна быть такая, чтобы люди заходили и ели, но ни в коем случае не засиживались допоздна. Это обусловлено форматом заведения. Декораторам удалось подобрать такую модель дивана, благодаря которой одно из основных пожеланий клиента стало реальностью. Эргономика этого предмета мягкой мебели такая, что вам будет удобно сидеть и кушать, но в то же время дискомфортно, если вы решите, например, уютно устроиться.
Главное, чем руководствовалась команда дизайнеров при выборе мебели, - это качество. Несмотря на неброский вид, стулья и столы выполнены в нестандартной манере, а столешницы такого уровня вообще редко используются в общественных интерьерах, но в отличие от других предметов декорирования они не являются неотъемлемой частью объекта, ведь для заведения такого уровня качество материалов играет огромное значение, а предметы декора могут со временем потерять свою былую устойчивость.
В целом этот интерьер можно охарактеризовать как виртуальное пространство вольного прочтения Востока. Несмотря на атмосферу, царящую в заведении, в нем нет места дешевым интерпретациям и заурядным клише. Все достаточно спокойно, уверенно, а главное - необыкновенно свежо!