Выражение «в рамках» обычно воспринимается в переносном смысле – как указание на ограничения, извне созданные. В разговоре о проекте Евгения Минеева это словосочетание мы берем в смысле самом прямом, поскольку рамки присутствуют здесь вполне реально,...
Современный человек впервые встречается с классическими мебельными витиеватостями зачастую где-нибудь в музее, на художественной выставке, где большие живописные полотна заключены в массивные рамы с извилистыми орнаментальными изгибами. Иногда в таких рамах блистают парадные портреты, иногда радуют глаз пейзажи и натюрморты, встречаются порой аллегории на мифологические темы с крылатыми амурчиками или обнаженными богинями.
Однако в последнее время классические силуэты входят в нашу жизнь и другим путем. Это в первую очередь коллекции мебели в классическом стиле – от отдельных антикварных вещей, вроде кресел и письменных столов, до современных имитаций и встроенных интерьеров из полированного дерева. Во-вторых, общественные помещения сейчас довольно часто создаются в классическом стиле – тут есть и мраморные колонны, античные ордера, дворцовые залы-рестораны, и разнообразный дизайн «под старину». Таким образом, классика из музейных «греческих залов» уверенно входит в нашу повседневную жизнь, и скоро, наверное, мы сможем встретить в классической деревянной раме не только зеркало, но и экран компьютерного монитора. (А ноутбуки тогда будут оформляться в виде полированных деревянных шкатулок с инкрустациями.) Так или иначе, проникновение классики в нашу жизнь создает особую дизайнерскую проблематику – изыскание способов примирения современных линий и технологий с классическими силуэтами и материалами, что свойственны были для времен неспешных и роскошных.
Один из способов согласования мы обнаруживаем, взглянув на интерьер Евгения Минеева. Здесь классическая мебельная коллекция размещается в обычной городской квартире. Понятно, что такое сочетание не может не породить ряд диссонансов, поскольку квартира отнюдь не дворцовые покои и не вилла аристократа. Высота потолков, размеры и форма окон, пропорции дверей – все современные формы, казалось бы, вступают тут в противоречие с классическим содержанием.
Тем не менее выход был найден. И найденный способ поистине универсален. Все знают: если между двумя несхожими государствами, этносами, народами проведена четкая граница – то все нормально, а все конфликты начинаются, если линия разделения неопределенная, спорная. Так и в дизайне. Для примирения разного требуется только одно – четкая рамка. Но в данном интерьере все немного сложнее – здесь рамкой стали сами крупномасштабные особенности интерьера.
Наиболее ярко рамочный эффект выражен в спальне, где белое полукружие нарочито обрамляет изголовье классического ложа, а «багетная виньетка» потолка
дополняется волнообразной рамкой, подчеркивающей верхнюю сторону торцевой стены.
И вдвойне усиливают дизайнерский эффект зеркала: они не только зрительно раздвигают помещение, но и подчеркивают суть главного приема – обрамления.
В гостиной постановка света позволяет получить поистине театральный эффект. И невольно вспоминаешь, что в организации сцены театра важную роль играют занавес, портьеры, кулисы, которые создают тот самый эффект рамки, отграничивая пространство зрительного зала от площадки, где законы реальной жизни уже не действуют.
Классика в интерьере и архитектуре обычно вызывает в памяти множество литературных ассоциаций, что вполне понятно. А данный конкретный дизайн чем-то напомнил сюжеты о гостиницах современного типа в старинных замках (часто встречаются в Европе). Вряд ли в этом камине скрыт тайный ход, но доля романтизма в обстановке явно присутствует.
Покидая столь театрально-затейливый интерьер, вспоминаешь о распространенном среди художников парадоксальном сюжете, когда на картине (в рамке) изображен художник, рисующий картину, где изображен художник, рисующий картину, где изображен… До встречи в бесконечности!