Нет аккаунта?   Регистрация

x

В свете идей лучизма

В начале XX века среди художников и поэтов было в моде создание оригинальных направлений в искусстве. Помните -- символизм, футуризм, имажинизм, абстракционизм? Но мало кто слышал о лучизме – авангардном течении русской живописи, которое было создано...
01.04.2012 4550

В начале XX века среди художников и поэтов было в моде создание оригинальных направлений в искусстве. Помните -- символизм, футуризм, имажинизм, абстракционизм? Но мало кто слышал о лучизме – авангардном течении русской живописи, которое было создано...

Конечно, трудно говорить о прямом сходстве дизайнерских изысков начала двадцать первого века и красочных экспериментов начала века двадцатого. Возможно, эта похожесть – субъективная иллюзия. Впрочем, судите сами. В своем философском трактате «Лучизм» (1913) художник М.Ф. Ларионов заявил, что задачей художника является выявление форм, возникающих от пересечения лучей, которые исходят от различных предметов. Он сам эти лучи на полотне изображал цветными линиями, а его жена Н.С. Гончарова вплетала лучащиеся нити в пейзажные полотна. А если вспомнить, что современный архитектурный дизайн активно использует и лазерные лучи, и оптоволокно, и светящиеся шнуры подсветок, не говоря уже о многообразии ламп и светильников, то становится ясно – упоминание о лучизме в этом контексте более чем уместно.

Смыслообразующая роль световых лучей особенно очевидна в интерьере гостиной. И дело даже не в том, что лучи здесь присутствуют, скажем так, в чистом виде. Художественное впечатление от общей картины – это стилистика живописного экспрессионизма, где цветовые мазки ложатся не как акценты, а как символические черты жизни. Согласитесь, что красные кресла и диван похожи на чашечки раскрытых бутонов, а, может быть, и на яркие губы красавицы. Кстати, в живописной практике экспрессионизма известны случаи, когда для придания картине особо выразительных черт, художник использовал губную помаду вместо кисти и красок.

В свете идей лучизма

Пространство гостиной, поэтому, наполнено не только теплотой, но и энергией жизни. Есть в науке теория, согласно которой все на свете состоит из сгущенной энергии – в эту гипотезу можно поверить, вглядываясь в стилистику данного интерьера. Но и без всяких гипотез известно, что солнечные лучи воплощаются в ткани растений и лепестках цветов. Что это, как не застывшая ярко выраженная энергия?

Говоря профессионально-архитектурно, если придерживаться традиционной классификации, интерьер построен в минималистическом стиле. И не стоит думать, что создать минималистический интерьер просто. Наоборот, гораздо легче подобрать классический или ампирный декор – поставь колонны, нарисуй завитки, нанеси позолоту… Гораздо труднее добиться соразмерности ровных поверхностей, пропорциональности контуров, обтекаемости изгибов.

Голубовато-блестящая кухня подчеркнуто холодна. Но подчеркивание здесь в основном – вертикальное. Горизонтальная векторность создается как бы волнами на поверхности воды, встречающей струи дождя. Легкие штрихи свободно перескакивают с кафельной отделки на шторы. На полу расходящиеся лучи ломаются на гранях-границах и образуют лестничный рисунок пола, придающий холодноватой кухне внутреннюю динамику. Такая же энергия скрытого броуновского движения сконцентрированная и в хаотичном блеске флокового покрытия стен.

В свете идей лучизма

Эстетично выглядит композиционное построение стойки бара и светильников-сталактитов, свисающих навстречу хромированным сталагмитам. Особенно ярко проявляется художественный образ, когда со всех сторон струятся лучи света. Световой рисунок и в целом весьма символичен: можно подумать, что лампы расположились на потолке в каком-то специально заданном порядке, повторяя очертания иероглифа.

Удачно вписались в интерьер круглые часы. Они задали в общей композиции еще один центр поля притяжения -- такие круглые силуэты как бы равновесно скрепляют общую структуру интерьера. Но еще и узор, украшающий циферблат, совпал с точечным пуантилизмом, орнаментирующим поверхность стен. А теперь – маленький секрет: часы самостоятельно подбирала хозяйка Татьяна. Как поведала нам автор проекта Юлия Ушкова, хозяйка принимала активное участие в подборе предметов и всякий раз «попадала в точку». Предметы в интерьере живут своей особой жизнью, добавляя в череду художественных образов и лирику, и иронию.

В спальне, в приватной зоне, снова начинается игра лучей, хотя здесь свет не отражениями своими славен, а той энергией, которую он отдает поглощающим его поверхностей. Правда, такая художественная термодинамика в учебниках физики не описана. И здесь, в отличие от официальной науки, можно нарушать законы сохранения движения. Впрочем, зеркальные эффекты здесь тоже присутствуют, но чуть в стороне – спрятавшись в глубине гардеробного уголка и за парфюмерным стеклом.

В свете идей лучизма

И, словно завершающее послесловие к сказке о загадочном живописном лучизме, -- фокусы в микромире прихожей. Здесь зеркальные плоскости окружают нас с трех сторон и стирают грань между отражаемым и его отображением. Происходит настоящий иллюзион, и можно даже поверить в парадоксальную теорию, что формы предметов не существуют сами по себе, а создаются игрой световых лучей.

Текст: Павел Полуян

Фото: Владимир Линин

Дом снаружи и внутри №42, Ноябрь 2006



Другие работы этого автора

Портфолио этого автора
© 2009-2024 Информационно-рекламный портал Sibdesigner.ru. 16+
ООО «Агентство «ПЛЮС» Красноярск, Новосибирск, Омск. Перепечатка текстов и фотографий, цитирование материалов сайта в любом виде возможны только с письменного согласия ООО «Информационное Агентство «Плюс». Информация о порядке получения разрешения на перепечатку в разделе авторские права. Редакция сайта не несет ответственности за содержание рекламных материалов, авторство опубликованных на ресурсе работ и информации, размещаемой посетителями.