Между различными областями часто обнаруживаются сходства. Иногда – это проявление общих закономерностей: например, спиральные формы образуются от вращения звездных скоплений и от вихрей в воронке ванны. Бывают сходства случайные – так угадываются лиц...
Творческий замысел архитектора, придумывающего конкретный интерьер, может быть любым, и основная идея замысла не обязательно проявляется в явном виде. Что же тогда делать человеку, который рассматривает этот самый интерьер и должен его понять, проанализировать и вынести суждение? На что ему ориентироваться? Искать реальные прототипы и замыслы, порождающие то или иное дизайнерское решение, или же рассматривать картину интерьера саму по себе, находя в ней то, о чем, скажем так, «она и не подозревает»?
Эта архитектурно-дизайнерская ситуация напомнила проблему из совсем иной сферы – из области фондовой и валютной торговли на бирже, где аналитики используют особый логический инструмент, именуемый «технический анализ». Теханализ – своеобразный способ предсказания движения цен на акции с помощью анализа их графиков. Реальные законы регуляции рынка не изучаются, а рассматриваются лишь графические рисунки, повторяющиеся схемы и силуэты. Это похоже на астрологию, где картины на небе увязываются с судьбами людей. Напоминает этот метод и ориентацию по «линиям судьбы», по приметам и знакам.
Но в отличие от «теханализа», где успех связан, скорее всего, с интуицией фондового игрока, в дизайне такой «знаковый» подход вполне оправдан. Ведь красота интерьера – это не только и не столько успешность воплощения дизайнерских законов, сколько чувственный итог – его восприятие теми людьми, которые в нем живут. И здесь ситуация почти астрологическая – хороший интерьер должен обладать, скажем так, качествами благоприятного гороскопа. Чем больше позитивных знаков в нем усматривается – тем лучше.
В этом отношении интерьер, который мы здесь увидим, вполне подходит для «дизайнеровского теханализа». Однако о технике мы будем говорить совсем немного, анализ-синтез оставим за скобками, а смысловую значимость эстетических качеств поставим на первый план.
Но для начала – вводная. Размер квартиры – 200 кв. м., она состоит из двух этажей. Фактически, это две квартиры, соединенные в одну. Интересно, что их объединение осуществлялось по ходу строительства дома – то есть проем между этажами строители делали специально под этот проект.
Деревянные горизонтали на стекле двери как бы отражают ритм ступеней лестницы, расположенной напротив. Их параллели невидимо продолжаются в глубину помещения, словно по направляющим арбалета вдаль устремилась стрела. По направлению ее полета мы и пойдем, как сказочные герои, идущие в поисках счастья.
В глубине гостиной разворачивается калейдоскоп стеклянно-зеркальных плоскостей. Потоки воздуха теперь становятся лучами света. Мы оказываемся как бы внутри гигантского оптического прибора – в фантастической обсерватории. Огромная прозрачная поверхность стола выглядит как зрительная иллюзия, придуманная для чудесного эффекта, а не для утилитарного использования.
Проходя вглубь гостиной, мы минуем зону отдыха с мягкой мебелью и крупноворсистым ковром – и хотя движемся по горизонтали, смена окружающих фактур рождает иллюзию взлета над землей. Мы будто отделяемся от поверхности лесной полянки, пробиваем облачный слой утреннего тумана и вырываемся вверх – к солнцу.
Кухонное пространство как бы сложено из детских кубиков. И хотя в этой ровности можно опять усмотреть сходство с оптическими гранями, ступенчатый ряд прямоугольных пропорций дает ощущение игры. Вспоминаются не только кубики, но и «крестики-нолики», «морской бой», шахматы, домино… А пол как бы специально предназначен для игры в «классики».
Когда мы попадаем в детскую комнату, становится ясно – почему вдруг в кухонной зоне возникали игривые ощущения. Только в детской появляется еще и красочная чехарда цветовых оттенков.
В кабинете наш полет заканчивается, и мы приземляемся на зеленую поляну среди старинных деревьев – вековых дубов и кленов. Здесь упругая мягкость фактур сочетается с блеском полировки, и классическая стилистика декора, окруженная ровными плоскостями стен и пола, внезапно приобретает как бы выставчно-музейные черты. Движение прекращается – кадр остановлен. И венецианский экспрессионизм, заключенный в строгие рамки, удивительно точно символизирует этот эффект остановленного мгновения.
Спальня выглядит торжественно, в такой аристократической строгости можно усмотреть что-то древнеримское. И неожиданно это ощущение подтверждается: ведь столик под трюмо – это римская цифра V. То есть мы в своих фантазиях и догадках оказались близки к реальным дизайнерским замыслам. Мы не придумали свои метафоры, а прочитали их в образном тексте интерьера.
А, может быть, нет? Роскошное ложе, располагающееся как бы на летящем подиуме. Изящная ниша у изголовья, где на картине дрожат нежные лепестки. Световой ореол, образованный стаей волшебных светлячков… В этой романтической поэме античная строгость теряется. Взамен приходит спокойный сон с
детскими плавными сновидениями, где блестки на стенах кружатся, как легкие снежинки.
Еще один ряд ассоциаций находит свое завершение в спальне: убранство окон и рисунок покрывала так любовно согласованы между собой, что напоминает это девичью игру, когда в полете фантазии создаются уютные кукольные комнатки, сказочные залы и прекрасные миры.
Итак, дизайнерская поэма развернула перед нами череду метафор и образов, ощущать которые приятно, но логически понимать и расшифровывать их нет необходимости. В этом интерьере самое главное – чувство легкости и красоты, которое сопровождает и наполняет вас энергией.
После волшебного путешествия, когда с небес мы спустились на землю, вспомнилось вдруг – а как же наш «теханализ»? Может кроме впечатлений романтического путешествия можно отсюда унести и какие-то полезные знания?
Услышав о таком пожелании, архитектор Юлия Ушкова немного подумала, а потом сказала: «Конечно, помимо эстетических задач мы решали и технические. Например, когда делали детскую комнату, отказались от штукатурки, которую ребенок может отколупывать, но использовали простые обои – их так приятно разрисовывать. Использовали на кухне флок – его можно мыть щеткой, не страшны ни брызги, ни чад. В гостиной для обеденной группы специально сделали перетяжку обивки, чтобы согласовать ее с тоном мягкой мебели – это творческие заслуги нашей заказчицы (она сама, кстати, подбирала и шторы для спальни). А кое-где нам помогли случайные находки, скажем, в интерьер спальни очень красиво вписалось живописное полотно, созданное художницей Аллой Орловой. Цветущие ветви на картине выглядят как живые. Я думаю, что создание интерьера похоже на составление букета цветов».
Текст: Павел Полуян
Фото: Владимир Линин
Дом снаружи и внутри №38, Июль 2006