Индивидуальный стиль известных дизайнеров
Фрэнк Ллойд Райт, Антонио Гауди, Ле Корбюзье, Людвиг Мис ван дер Роз, Алвар Аалто и многие другие известные дизайнеры и архитекторы создавали собственный стиль, каждый из них стал частью истории. Впрочем, от них не отстают и те, кто творит сегодня. Можно привести примеры множества наших современных известных дизайнеров, которые при жизни стали легендами – работы «их кисти» без труда можно узнать из десятка тысяч. К этому стремится любой дизайнер: выходить за рамки, используя ограниченный набор компонентов, заявлять о своей индивидуальности, но не забывать при этом о тех, для кого они создают тот или иной предмет или проект.
Наверное, нет человека, близкого к миру дизайна, не знакомого с этим именем. Этот известный дизайнер создал собственный стиль, который сам несёт миру – не только в своих проектах, но и в собственной манере одеваться и даже наносимых на тело татуировках, безусловно, собственного дизайна. Работы «кисти» Карима Рашида раскрашены радужной палитрой. Розовый цвет, который уже называют его фирменной «фишкой», он умело соединяет с белым и салатовым. Он создал более 3000 предметов, в каждом из которых чувствуется авторство – от придуманных принтов до форм предметов. Созданные им объекты футуристичны: плавные линии и обтекаемые формы он умеет преподнести по-своему.
Выросшая в мусульманской стране девочка, благодаря демократичности своего отца не стала жертвой стереотипов. Получив признание и престижную Притцкеровскую премию (первой среди женщин-архитекторов), когда ей было за 50, она не остановилась на достигнутом. Сегодня по всему миру красуются здания и интерьеры, созданные по её проектам. Она мыслит удивительными категориями, демонстрируя, как, используя биоморфные формы, можно создавать масштабные конструкции из стекла и металла. В линиях созданных ей зданий читаются то увеличенные под микроскопом мембраны листьев, то капли воды, то изгибы ландшафта, то космические конструкции. Каждый проект известного дизайнера опережает время, но не вызывает противоречий, он актуален здесь и сейчас.
Ещё одна известная женщина в мире современного дизайна. Она сотрудничала со множеством крупных мировых производителей. Каждый создаваемый ей предмет – будь то диван, кресло, ковёр, коллекция керамической плитки, смеситель или садовая мебель – уникален, но в каждом из них – её собственный взгляд на дизайн. Пожалуй, главное, что объединяет все работы Патриции Уркиолы, – то, что вдохновение она черпает у природы. Очертания листьев и стволов деревьев, цветочных бутонов, пчелиных сот переосмыслены современным архитектором и трансформированы в простые, лаконичные, изящные предметы.
В какой-то мере этот человек, совершивший революцию в дизайне, изменил взгляд на подход к оформлению жилых комнат и в целом применению материалов. Своими изобретениями он всегда словно бросает вызов обществу, навязывая свой нестандартный способ мыслить. Он преподносит дорогие материалы в минималистских предметах, а простые формы наполняет сложным содержанием. Во многом известный дизайнер ввёл моду на применение пластика, доказав, что он может занять достойное место и в очень дорогих интерьерах.
Один из наиболее значимых итальянских дизайнеров современности.
Он – автор предметов, которые стали визитной карточкой многих итальянских производителей мебели, в том числе и его собственной компании. Смело сочетая черты разных стилей в предметах мебели, он создал уникальное представление о современной эклектике.
Безусловно, авторский стиль вырабатывается у каждого известного дизайнера, который, используя свои знания и опыт, не боится экспериментов. Для полного обзора всех, кто вписал своё имя в историю дизайна, потребовалось бы издание многотомника. Нам стало интересно, как строится работа красноярских дизайнеров с заказчиками и как рождается их стиль.
Принцип осознанности пропагандирует в работе со своими клиентами дизайнер Олег Потапов. Если заказчики сомневаются при выборе того или иного предмета, то Олег предлагает им обязательно, если есть такая возможность в салоне, полежать в выставочном образце ванны, поваляться на понравившейся модели кровати, посидеть на унитазе и т. д. «Так делает каждый второй заказчик», – утверждает дизайнер. Зато после этого у людей обычно не бывает разочарований в своём выборе.
Красноярский дизайнер Елена Лебедева начинает работу с того, что просит своих заказчиков написать что-то вроде сочинения. Любимые увлечения, кино, еда, цвета, ароматы – всё это помогает ей понять, какая обстановка может быть им близка. Даже обращаясь за вдохновением к разной стилистике, Елена остаётся верной излюбленным приёмам: паркет или ковролин на стенах, обои вместо кухонного фартука, расписанный кафель. К ней словно притягиваются близкие по духу заказчики и соглашаются на почти революционные идеи либо сами заражают ими дизайнера. Так появляются то кухня винно-красного цвета, то прихожая в синем – в тон репродукциям Моне, то музыкальный салон вместо гостиной, то путешествие в Америку 60-х, то на Восток. Все эти проекты получаются столь разными, но в каждом читается придуманная история и нестандартный подход к созданию интерьера.
По нашим наблюдениям, излюбленным стилем дизайнера Евгения Матонина является минимализм. Он имеет свой взгляд на минималистичные интерьеры и, используя комбинации из основных неизменных составляющих, создаёт проекты, в каждом из которых чувствуется индивидуальность. Например, в качестве основы практически всегда выступают гладкие выкрашенные стены, на фоне которых особенно ярко выглядит фактура натуральных материалов – массивного дерева, грубо обработанного камня. Цветовая гамма в интерьерах дизайнера строится на монохромном контрасте: соединяются бежевый и оттенок горького шоколада, светло-серый и цвет графита. Как правило, дизайнер подбирает очень лаконичную мебель и использует минимум декора. Однако эти интерьеры не выглядят отчуждёнными. Чёрно-белые панно и фотографии ставят всё на свои места, настраивают на правильное восприятие обстановки.
В проектах Надежды и Антонины Рейнгард можно заметить один характерный для авторов приём. Дизайнеры используют керамогранит не только в таких помещениях, как кухня и ванная комната, но и для оформления жилых пространств, при этом этот материал появляется не только на полу, но и на стенах. Заказчики с восторгом принимают такое решение. Хотя некоторым оно может показаться не очень приемлемым, ведь керамогранит считается холодным покрытием. Однако эта проблема решается просто – под материал устанавливается система «тёплый пол», и тем самым достигается нужный уровень комфорта. Пол из керамогранита выглядит красиво и аккуратно. Сегодня можно подобрать вариант под любой стиль. Так, в интерьере, созданном в стиле минимализм, авторы использовали материал, имитирующий мрамор, в случае с классическим интерьером – керамогранит, имитирующий ткань. Такой пол отличается долговечностью, практичностью и лёгкостью в уборке, что особенно важно для зоны прихожей. Уже не один заказчик Надежды и Антонины оценил на собственном опыте обоснованность их грамотного дизайнерского приёма.
Конечно, у каждого автора своя индивидуальность, которая проявляется и в подходе к заказчикам, и в архитектурных и декораторских приёмах, и точно в характере и манере общения. Но иногда работы говорят больше, чем просто слова.
Дом снаружи и внутри №132, Май 2014г.