Стеклоблоки, появившиеся сравнительно недавно (в конце прошлого века), применяются дизайнерами для сооружения стеклянных перегородок, барных стоек и даже целых полупрозрачных стен. Оформить декоративные ниши или обрамить дверной проем – все это возможно с помощью стеклоблоков. Благодаря небольшим размерам блоков из них можно возводить не только строго прямые, но и округлые и изогнутые опорные конструкции.
Стеклоблоки могут иметь естественный оттенок стекла или быть раскрашены во все цвета радуги. Кроме того, со стеклом в такой форме можно создавать уникальный объемный декор.
Технология производства допускает распиливание блока с последующим склеиванием для того, чтобы поместить внутрь него декоративные элементы, это могут быть пластины с фьюзингом, стабилизированные цветы, ракушки или даже миниатюрные модели кораблей – впрочем, здесь выбор ограничен только вашей фантазией.
Отдельного внимания заслуживает одна из старейших техник декорирования стекла вручную – создание витражей. Это по сути картины, состоящие из отдельных фрагментов. Художественно оформленные стеклянные полотна могут украсить собой практически любые предметы обстановки или самостоятельно выступить в роли интересных акцентов.
Например, используя каркас из дерева или металла и витраж, можно создать уникальный потолочный светильник. Игра света, проходящего через цветное стекло, будет наполнять интерьер приятным мерцанием. Такие художественные полотна могут занять место и в подсвеченных нишах, и в фальшокнах.
Кстати, мотивы для декора подбираются самые разные – от орнаментальных до абстрактных узоров. Современные производители также делают упор на реалистичные изображения цветов, пейзажные зарисовки, пользуются популярностью и мифологические образы.
Получить уникальные, сказочной красоты витражи можно разными способами, например, существует техника классического наборного витража, техника Тиффани, а также фьюзинг и пленочные витражи.
Классический витраж собирается из цветных стеклянных фрагментов, которые соединяются между собой боковыми гранями при помощи свинцовых пластин. Для придания композиции глубины и яркости ее расписывают вручную, а затем обжигают при высокой температуре, чтобы насыщенные цвета не выгорели со временем.
Витраж в технике Тиффани, как и классический, создается из небольших кусочков стекла, которые крепятся при помощи тонких медных прожилок. Такой способ позволяет получать утонченные изделия – места спайки менее заметные и грубые. Причем благодаря такой технике создания из фрагментов стекла можно соткать не только ровные листы прямоугольной формы, но и выпуклые детали, например, абажуры для светильников.
Фьюзинг также предполагает создание узоров при помощи цветных фрагментов стекла, но уже посредством их спекания. Этот процесс происходит следующим образом: разноцветные отрезки согласно намеченному узору выкладываются на будущей основе – гладком листе стекла – и помещаются в специальную печь, разогретую до 600–900° C.
Пленочные витражи появились в стремлении сделать данный вид стеклодизайна более доступным. Их еще называют фальшвитражами, или псевдовитражами. Внешне получаемые стеклянные картины выглядят так, будто собраны из фрагментов. На самом же деле узор наносится на лист стекла в виде специальной лавсановой пленки. А линии узора подчеркиваются свинцовыми полосками, которые имитируют настоящий профиль классического витража. Отличие видно при ближайшем рассмотрении, зато цена на такие изделия будет значительно ниже.
Текст – Анна Ясюкевич
Дом снаружи и внутри №101, Октябрь 2011