А еще витражный дизайн — настолько занимательное искусство, что его приятно не только созерцать, но и изучать историю и технологии изготовления. Сегодня стекло для витражей выпускается в большом ассортименте и под любые задачи: оно может быть прозрачным, глухим, пестрого или однотонного цвета, гладким или фактурным.
Выбирая витражный дизайн, мы можем рассматривать разновидности наборного витража. На практике используют два способа – классический и Тиффани. Между ними много общего: оба варианта витражного дизайна требуют спаивания, а также набираются они из отдельных кусочков стекла. Различие лишь в способе крепления элементов. Для изготовления классики витражного жанра используется металлический профиль, на который нанизываются стеклянные фрагменты. Классический способ незаменим, если речь идет о крупноформатных произведениях, ведь профиль сможет выдержать силикатные стекла до 4 мм толщиной. Но жесткость конструкции не позволит делать объемные или изогнутые изделия.
Технология Тиффани обязана своим именем Луису Комфорту Тиффани, который в XIX веке придумал обертывать торцы стеклянных элементов медной фольгой с клейким слоем. Это дало большие возможности для изображения точной картины и достижения объема изделий, ведь стало возможным использовать очень мелкие стекла и производить спайку на фольге под разными углами. Несомненными достоинствами техники могут послужить низкая стоимость по сравнению с классикой, а также небольшой вес изделий.
Позвольте рассказать еще об одной популярной технике витражного дизайна – фьюзинге. В переводе с английского это значит «спекание». Собирается изображение из отдельных фрагментов стекла и выкладывается на цельном стеклянном листе. Затем композиция нагревается до 850 градусов и спекается в единое целое. В результате получаются произведения, которые можно не только вставлять в окна, но и использовать в качестве столешниц или панно.
С приходом витражного дизайна в обычную жизнь из монументальных зданий и дворцов сфера применения этого искусства значительно расширилась. Витражи украшают квартиры, коттеджи, бары, офисы, причем они отлично гармонируют с разными стилями – от готики до минимализма.
Окна-витражи – настоящее спасение для того, чтобы решить многие дизайнерские трудности. Например, световая полоса в верхней части стены зрительно увеличивает высоту помещения, подсвечивает естественным светом потолок, при этом пол и нижняя часть стены остаются приглушенными. Для спальни или кухни это будет вполне приемлемо. Если сделать вертикальные полосы, то помещение становится камернее, а сплошь остекленная стена зрительно увеличивает размеры комнаты по всем направлениям и пропускает огромное количество света. Это идеально для гостиной. Кстати, многое зависит и от самой картинки: если изобразить на витраже перспективу из гор, озер и рек, то комната перестанет быть скромным уголком и найдет свое продолжение в этом пейзаже.
Витраж как подсветка стал использоваться сравнительно недавно, благодаря тому, что технологии не стоят на месте. Декор подвесных потолков с витражами – это самый роскошный вариант для оформления верхней зоны помещений. Такой прием зрительно поднимает ввысь пространство. Кроме потолков витражными стеклами украшают плафоны, бра, а также настенные панно. Светопропускная способность витражей дает большие возможности для зонирования пространства. Игра цвета может позволить нам установить витражную перегородку, которая будет менять представление о пространстве комнаты в разное время суток.